ШАЙХУТДИНОВ Игнат Генадиевич

Опубликовано: 4-12-2012, 21:51


ИСТОРИЯ СЕЛА – ИСТОРИЯ СТРАНЫ


Вотская Ошья: вчера, сегодня поселения, ее жители и гости-страусы


Вместо предисловия
«Деревня богата – так и город богат», - гласит русская пословица. Действительно, испокон веков российская деревня исполняла и продолжает исполнять роль всероссийской кормилицы. Сегодня, конечно, кто-то вполне оправданно скажет, что статус города значительнее, ведь здесь представлены и промышленность, и транспорт, и вся сфера услуг. но как бы то ни было, без деревни, без труда сельских тружеников ни одному городу не быть благополучным и процветающим. Не зря мудрые говорили: «Россия начинается с деревни». Вспомните историю: многие города, как большие, так и маленькие, сами когда-то были селами. Прошлое, сегодняшнее и будущее села неразрывно связано с прошлым, сегодняшним и будущим страны, и наоборот. Эта закономерность позволяет глубже изучить историю родной деревни, а значит, и историю страны в целом. Становление деревни Вотская Ошья стала одной из страниц большого тома российской истории. Об этом наш материал.

Через призму веков
Общеизвестно, что подавляющую часть населения деревни Вотская Ошья составляют удмурты. Они, как пишут исследователи в своих работах, начали заселять «не удмуртские» территории в XVI веке из-за распространения крепостного права и насильственного крещения. А.З. Асфандияров в своей работе «История сел и деревень Башкортостана» называет первыми удмуртскими поселениями на земле башкир Андреевку, Четырман, Наняды, Будью Варяш, Можгу, Конигово, Каймашабаш, Банибаш, Нократ, Шудек. К сожалению, о Вотской Ошье в научном изыскании не упоминается, в списке поселений, образовавшихся позже, о ней тоже не говорится. Скорее всего, это связано с тем, что предки ошьинцев первоначально обосновались в поселении Тукаш, некогда относившемся к нынешнему Пермскому краю. Располагалось оно в дремучих лесах, где водилось много диких зверей, и это вынудило переселенцев искать другие места. Новое место жительства и реку, протекающую рядом, назвали Ошья. Откуда это название и что оно означает, неизвестно, но по территориальному делению поселение продолжало относиться к землям пермяков. Лишь 7 июня 1926 года деревни Вотская Ошья и Вотская Урада были причислены к составу Бирского кантона Башкирской Автономной ССР. Было это сделано согласно Декрету Центрального Исполнительного Комитета об изменениях в очертаниях границ между Башкирской Автономной ССР и Уральской областью. Нашел тому документальное подтверждение в Пермском краевом архиве местный библиотекарь Рафик Кисаметов.
- Но точный год образования Вотской Ошьи узнать не удалось, - говорит Рафик Михайлович. - возможно, это были 1680-1690-е годы.
Это довольно смелое предположение основано на том, что по жалованной грамоте от 5 декабря 1683 года наряду с некоторыми поселениями образовалось Конигово (Коньга), а в Вотской Ошье одна из улиц носила одноименное название.
- В Садовую она была переименована не так давно, старшее поколение так и продолжает называть ее Коньга. возможно, какая-то связь с деревней здесь есть, но также возможно, что это просто совпадение, - говорит Р.Кисаметов.
Чтобы восстановить хронологию становления деревни, нужно поработать с архивными материалами, а это длительный процесс. Давайте вернемся к годам, более близким к нам.

До и после войны
В 1927 году состоялся XV съезд ВКП(б), на котором было принято решение о коллективизации, вследствие чего в 1928-1933 годах в стране проходил процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства, ликвидация зажиточной прослойки населения деревни. Таковых – раскулаченных – в Вотской Ошье было 7, а объединение хозяйств в колхоз произошло в 1932-1933 годах. Первый из них назывался «Кызыл таң», состоял из трех бригад, руководил им житель по фамилии Шарафгалиев из деревни Четырман. В первые же годы в доме раскулаченного мельника разместились школа и детский сад, в 1936-1939 годах построили двухэтажное здание под школу и контору, которое впоследствии сгорело при пожаре. Новую школу построили только в 1949 году. Также была возведена и мечеть, поскольку в числе жителей были и татары (впрочем, живут и сейчас, в 7 домохозяйствах из 58), мулла был приглашен из Янбариса. Удмурты всегда придерживаются языческой веры и традиционно проводят обрядовые моления («Урам вось», «Луд вось», «Зико вось», «Бусы вось»), на которые собираются летом.
В предвоенные годы председателями колхоза были также жители села Фатих и Менлыгали. как пересказал Рафик Михайлович со слов старожилов, руководить должным образом они не смогли - не нашли общего языка с населением. Тем не менее ростки новой жизни крепли, все шло своим чередом, строились планы на будущее, но мирный труд был прерван залпами фашистских орудий.
Началась война. На нее ушли 127 ошьинцев (92 из них не вернулись). Оставшиеся в деревне старики, женщины и дети работали день и ночь, сами голодали, но растили хлеб для фронта. Долгими зимними вечерами женщины вязали носки, варежки для солдат и отправляли на фронт. «Все для фронта, все для победы!» - этот призыв стал целью их жизни в годы лихолетья.
После войны жизнь вновь вошла в свою колею. В 1949 году Вотская Ошья и Варяшбаш объединились в один колхоз «Урал-Буй». В 50-е годы посадили сад, где изначально на трех гектарах располагались малина и смородина, с годами площадь увеличили - появились яблоня, черноплодная рябина. Первым садоводом работал Ангам Закиров, затем – Темырбулат Ямалетдинов, в течение 25 лет плодоносящими гектарами «командовал» почетный житель села Темырхан Исламгареев.
В 1960 году была построена школа, в которой почти 40 лет трудился Владимир Идиятов, долгое время в ней проработали Фаниса Сахауова, Назия Муллахматова, Алия Аксаитова.
В 1957 году произошло очередное укрупнение колхозов, вследствие чего образовался Буйский совхоз. Здесь приоритетным направлением стало животноводство, была построена молочно-товарная ферма, где содержалось более 800 голов КРС. Почти четверть века заведующей работала Масура Нуриевна Фархутдинова, при которой в 1972 году на Вот-Ошьинскую ферму привезли из Канады бычков герефордской породы. В 1974 году ферма получила статус племенной. За опытом ездили со всего Союза, приезжали специалисты из Москвы, Уфы. Несколько раз участвовали на ВДНХ, около 10 животноводов за достигнутые успехи получили золотые и серебряные медали, Масура Нуриевна была награждена орденом «Знак Почета», а сама ферма неоднократно удостаивалась призовых мест по Союзу. В качестве приза в первый раз привезли автомобиль «Москвич», во второй – «УАЗ». Об этом рассказал Дмитрий Бадретдинович Сагитов, начавший трудовой путь на ферме в 1980 году и впоследствии проработавший завфермой 25 лет, обладатель золотой медали ВДНХ, свидетель расцвета Вот-Ошьинской фермы.
- Изначально было привезено 100 голов «герефордов», общими усилиями коллектива смогли довести их количество до 675, ежегодно до 50 голов продавали, - говорит Дмитрий Бадретдинович. Только с благодарностью и добрыми словами отзывается он о коллегах Тимирбае Калимуллине, Зубаире Шараеве, Агзаме Вазигатове, Тазифе Сыртланове и всех, с кем работал бок о бок. С горечью вспоминает 90-е годы, когда не стало покупателей, а затем и самого совхоза… Он разделился на три муниципальных предприятия, которые впоследствии стали обществами с ограниченной ответственностью.

О днях сегодняшних
Так же как и по всей стране, зародилось в Вотской Ошье и фермерское движение. Людей, занимающихся агробизнесом, ни много ни мало – четыре человека, работают они совместно, как одно предприятие. под их началом трудятся около двух десятков рабочих. В прошлом году вырастили и реализовали около 1000 гусей, имеются две пилорамы, достаточно поголовья КРС. В планах – покупка породистых животных (для чего уже начато строительство помещения), переоборудование бывшего телятника в теплицу и занятие овощеводством, а также реализация… страусиных яиц. Да-да, именно так, страусы породы нанду здесь уже имеются. Как рассказал один из фермеров Агай Агаев, приобретены они в Пермском крае, к нашим условиям адаптированы.
В общей сложности сегодня в Вотской Ошье проживает 117 человек, многие из них содержат ЛПХ. В отличие от «страусоводства», занимаются традиционными видами деятельности – содержат различную живность и птиц, занимаются пчеловодством, садоводством. У старших односельчан, у родителей перенимают опыт 17 детей дошкольного и школьного возраста. Их на учебу с 2011 года на новеньком школьном автобусе возят в Новый Артаул. Пусть учатся, постигают азы науки - за ними будущее деревни.
Комментариев: 1

Оставить комментарий


  • Имя

  • 7 декабря 2012 23:38
  • Группа: Гости
познавательноlaughing



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.