Памяти краеведа-журналиста

Опубликовано: 16-05-2016, 16:03


На вечер памяти в Мемориальном доме-музее С.Т.Аксакова собрались уфимские краеведы, журналисты, научные, библиотечные и музейные работники. Встреча была приурочена столетию со дня рождения замечательного уфимского краеведа Георгия Фёдоровича Гудкова (1916-1995).

Сотрудниками музея была подготовлена небольшая экспозиция, посвящённая Георгию Фёдоровичу Гудкову. На выставке были представлены фотографии встреч краеведов в музее, выступлений перед аудиторией. Выставка знакомила участников гостиной с книгами Георгия Гудкова: «С.Т.Аксаков. Семья и окружение», «Из истории Южно-Уральских горных заводов XVIII-XIX веков», «Краеведение. Теория и практика». Книги изданы в разные годы. По просьбе организаторов вечера своими впечатлениями от встреч с «душой уфимского краеведения» поделился Егоров П.В., историк ГБУК НПЦ МК РБ и храмов Уфимской губернии.

Павел Владимирович Егоров. Он с 1990 по 1995 гг. был знаком с Георгием Фёдоровичем, часто встречался с ним и сохранил о них самые светлые и тёплые воспоминания. Гудков очень трепетно относился к приумножению памяти о Сергее Аксакове. Он настоял на сохранении дома Харитоновых, в коем ныне размещён дом-музей Аксаковых, ратовал за открытие обновлённого Мемориального музея классика русской литературы, уроженца Уфы. Не одно десятилетие он собирал документальные связи семьи Аксаковых с Уфимским краем, изучал быт и патриархальный уклад жизни семьи. Он передал музею составленную родословную семьи Аксаковых.

Как рассказал Павел Егоров, Георгий Фёдорович Гудков был уникальным человеком. Будучи рождённым в обычной, мещанской уфимской семье, не получив исторического или филологического образования, он сумел закрепить за собой авторитет краеведа с научным подходом. Любые исследования он анализировал и проверял с научной точки зрения, находя историческую аргументацию в архивах России. Фактически он обосновал и создал теорию науки краеведения, это был наш местный «академик Лихачёв». Не имея достаточного времени для работы в республиканском историческом архиве в рабочие дни, он каждый день умудрялся приходить в читальный зал, чтобы буквально за 10-15 минут до закрытия, проштудировать предоставленные архивные материалы со всей тщательностью и вниманием. Его творческий потенциал проявился в полной мере, когда краевед вышел на заслуженный отдых.

Павел Егоров вспоминал, как бережно он относился к полученной информации. Его квартира была заставлена шкафами и стеллажами с ящиками и представляла собой сплошной картотечный ряд по истории улиц, домов, персоналий, событий. Всего у него было до 400-т тысяч карточек. Всё, что имело исторический интерес, хранилось в домашнем архиве.

Дом на улице Крупской (Жандармской), 26, в котором прошли детство, юность, зрелость Георгия Гудкова, тоже имел своё мемориальное значение, но, к сожалению, сохранить его не удалось. Дом был снесён в череде соседних старинных домиков под строительство новой «элитной» застройки этого квартала. При сносе дома в чердачной пыли Павел Владимирович спас несколько школьных тетрадей, которые вёл не только Георгий Фёдорович, но даже его отец.

В сферу исследовательских интересов замечательного краеведа был включён весь Южный Урал, если можно так выразиться. Георгий Гудков изучал Уральские заводы, обеспечившие развитие металлургической промышленности. Он думал о спасении уфимских домов, представляющих образцы деревянного зодчества и усадебной архитектуры губернского города, стремился приумножить память ярких представителей дворянства и уфимской интеллигенции.

Ирина Бакке.
Комментариев: 0

Оставить комментарий




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.