МУСИНА Альбина Тафкиловна

Опубликовано: 4-12-2012, 10:24


О престиже защитницы государства


На одной из автобусных остановок столицы в глаза бросилось объявление со следующим текстом: « Уважаемые юноши! Не станьте жертвой призыва осенью 2012 года.
Позвоните нам и мы уладим ваши вопросы с армией». Далее на разрезанных листочках следовал номер мобильного телефона, причем, некоторые из них успели оторвать, видимо, уже «нашлись» клиенты. Любопытно и то, что сей текст «добавил краску» на и без этого пеструю доску объявлений на остановке недалеко от того места, откуда защитники с территории всей нашей республики отправляются служить Отечеству. Дело было в начале октября, то есть вопросы с армией были весьма актуальными— на тот момент осенняя призывная кампания только- только начиналась. Как говорится, и с местом, и со временем «заботливые» рекламодатели угадали…
В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах деятельности нашей страны, которая то и дело видоизменяется за счет модных слов «реформа» и « оптимизация». Разброс мнений, надо сказать, достаточно велик: даже в Интернете есть мнения, кардинально отличающиеся друг от друга: его и обвиняют в чем-то и в противовес пафосными словами определяют как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите». Актуальности эта тема не теряет, если не брать в счет перерывы между призывами, которых в год в общей сложности пять с половиной месяцев. Однако писать о том, почему так происходит, что молодых людей, достигших совершеннолетия, современное общество называет, как в том объявлении, «жертвами»,— дело не из легких. У каждого человека субъективное мнение по этому поводу, и оно может меняться в зависимости от того, где, когда и как отслужил близкий человек. Но именно объявления, призывы выше указанного рода заставляют задуматься, начинают беспокоить. Да, сегодня на фоне того, что не редки случаи гибели юнцов, присягнувших Родине, сложно говорить слова, знакомые с ясельного возраста моему поколению о том, что каждый молодой человек должен отслужить в армии. Хотя, признаться, и из тех мальчишек, кого, помнится, воспитательницы в детском саду уговаривали съесть кашу с угрозами, что тот «не вырастит и не станет солдатом», мало кто примерил солдатскую форму— на момент нашего взросления отношение к армейской службе изменилось до неузнаваемости. Даже девушки с романтическими мечтами на рассвете проводить суженого в армию, каждый день ждать писем в конвертах без марок, и, наконец, дождаться и встретить любимого ( согласитесь, время— самый верный способ доказать насколько чувства крепкие), стали отдавать предпочтение отношениям с совсем иными людьми. А, может быть, именно представители прекрасного пола со своими предпочтениями иметь в возлюбленных не отважного, а весьма обеспеченного молодого человека, и сыграли решающую роль в этом, ведь история помнит немало имен женщин, которые и являлись причинами многих подобного рода судьбоносных для всей страны событий. Это, конечно же, журналистское отступление, попытка выяснить этимологию такого явления. Коллеги и федеральных, и региональных СМИ выдвигают более весомые аргументы и, чтобы повысить престиж службы в армии, призывают менять государственную политику.
Общественность широко обсуждает предложение вице премьера Дмитрия Рогозина запретить занимать государственные должности уклонистам. А ведь и вправду, разве мы можем доверять чиновнику, который в свое время совершил уголовное преступление
( имеется в виду уклонение от армии) только для того, чтобы не защищать эту страну? Какие меры в этом направлении будут приняты, и как все это отразится на престиже службы в рядах Вооруженных Сил, покажет только время, хотя, наверняка, будут подниматься вопросы о нарушении конституционных прав граждан, поскольку в соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.
Кстати, у Роберта Хайнлайна есть фантастический роман «Звездный десант», значительная часть которого представляет собой политический трактат. В этом произведении красной нитью проходит идея социальной ответственности вышестоящих людей за тех, чьи интересы они представляют. А убедительнее, по мнению Хайнлайна, чем добровольная двухлетняя федеральная служба ничто не может прозвучать.
Такая законодательная инициатива, несомненно, многих ребят может заставить пересмотреть свои взгляды на службу в армию: все- таки занять кресло госслужащего— это престижно и материально оправдано. Однако, как нам сообщил Фаниль Галин, начальник отдела Военного комиссариата РБ по Аскинскому району, призывники из нашего района, мягко говоря, более скромны в своих желаниях и не строят столь далекие планы заняться государственной службой. «Сегодняшние призывники стали более осознанно подходить к теме службы в Вооруженных Силах,— рассказывает Фаниль Гиндуллович.— Многие признаются в том, что устроиться на постоянную работу с хорошей заработной платой можно только после службы в армии. Конечно, работодатель, рассчитывает, и, в первую очередь, подстраховывается: если он на работу возьмет не отслужившего, то рано или поздно до 27 лет этому работнику придется отдать долг Родине, во- вторых, тому, кто в руках держал боевое оружие, можно доверять».
О том, что патриотическое воспитание школьников в нынешних условиях практически изменилось на корню, мы уже писали. В школах не хватает наглядностей, часов, у ребят даже во время учений нет возможности разобрать и собрать боевое оружие. Старшее поколение водителей даже, бывало, приходилось слышать, сетовало на то, что нет теперь и системы ДОСААФ, которая многим дала возможность в свое время профессионально подготовиться к армейской службе. Напомним, Всесоюзному добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту, то есть ДОСААФ, после Великой Отечественной войны было поручено направить внимание на пропаганду и распространении военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди населения, на подготовке допризывной молодежи к службе в армии, развитии технических видов спорта. Работа ДОСААФ СССР строилась на основе инициативы и самодеятельности членов общества под руководством партийных организаций и была связана с советскими, профсоюзными, комсомольскими, спортивными и другими общественными организациями.

Основой ДОСААФ являлись первичные организации, которые создавались на заводах, фабриках, в совхозах, колхозах, учреждениях, учебных заведениях. Членом общества мог быть любой гражданин, достигший 14-летнего возраста, и именно оно, как пишут источники, сыграло важную роль и в укреплении обороны нашей страны, и в патриотическом воспитании советской молодежи.

В декабре 2009 года организация ДОСААФ обновилась и снова была призвана стать основой допризывной подготовки в нашей стране. Об этом сказано в недавно утвержденной Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе до 2020 года. Согласно документу, число армейских специалистов, подготовленных обществом, в недалеком будущем должно ежегодно составлять 200 тыс. человек.
До нынешнего года об этой системе в нашем районе как- то речи не велось. Однако, как оказалось, в эту призывную кампанию 15 ребят на службу в армию отправятся с отметкой в военном билете о том, что прошли дополнительную подготовку на военного водителя.
Беседуя о повышении престижа службы в армии, Фаниль Гиндуллович отметил, что в весеннюю призывную кампанию из нашего района служить отправились 11 ребят с высшим образованием. Кроме того, сейчас повысились требования к здоровью юношей. Вспомним 90-е годы. Тогда, скажем, в сельской местности за один раз могли устроить проводы ребятам всего класса, хотя у некоторых те или иные заболевания и не исключались. Такое внимание на « самых- самых» связано, прежде всего, с тем, что служба длится всего год, а за это время нужно освоить много нового, тем более картина в войсках с поступлением современной техники намного изменилась. То и дело мы слышим, что новейшие разработки отечественного военнопромышленного комплекса не имеют аналогов в мире. Если управлять ими научатся наши ребята, не будет ли это означать, что теперь самые умные и самые здоровые ребята служат в армии. Главное, при этом, конечно же, не потерять все это, а вернуться, как часто звучит в напутствиях старших во время шумных проводов, целым и невредимым. Впрочем, если посудить, в мирное время солдаты не должны подвергаться риску и получать увечья, не совместимые с жизнью, ведь они лишь берегут спокойствие снов своих близких.

Вопрос недели
Служить или не служить в армии?
Валерий Стручков, полковник в отставке:
— Я тридцать лет отслужил, и нисколько не жалею. Да, было тяжело, но если голова у человека на плечах, то можно все вопросы решить. Сегодня условия в армии, считаю, намного лучше стали. Служат всего один год, как не как, если показывают хорошие результаты во время службы, могут претендовать на бюджетное место в вузе. А те, кто получает образование в военных училищах, через десять лет службы получат квартиру. Вот, например, мои племянники получили образование в военных учебных заведениях, я их любя называю « отличник» и «не отличник». Сегодня «отличник» служит в Москве, а « не отличник»— в Санкт- Петербурге. Получают достойную зарплату. Сегодня государство уделяет большое внимание армии, стараются поднять ее престиж. В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания,— это система кадетского образования и императорских лицеев. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Постепенно мы возвращаемся к этой сложившейся веками системе. Носить военную форму— это почетно. Ведь есть такая профессия— Родину защищать!
Константин Пушников, 27 лет, программист:
— Я не служил, и очень рад, что мне в этом году исполнилось 27. Избежал такой участи. Считаю, что служат только те, кто не находит своего места в жизни. У меня высшее образование, скоро получу второе, и, думаю, сумею реализоваться. Спрашивали, конечно, когда трудоустраивался, служил ли я, но хорошие связи могут решить не только такие вопросы.
Сания Гизатуллина, управляющая делами СП Султанбековский сельсовет:
— Старший сын Динар, даст Бог, вернется со службы в конце ноября. Он пошел служить после получения высшего образования. Младший Газинур в этом году окончил школу, и будет призываться этой осенью. Я считаю, если сыновья здоровые, они должны отдать долг Родине. В зависимости от места службы методы закаливания характера жесткие, согласна, это не может беспокоить матерей, но порой в жизни именно закаленный характер и помогает идти вперед, не останавливаться.
Ришат Галиакберов, директор Кашкинской средней школы:
— Обязательно. Только служить в той системе, в которой нормально. Я считаю, что в армии ребята не должны заниматься выяснением отношений между собой, а как можно больше узнавать о новой военной технике. Я сам офицер запаса, служил в ракетных войсках стратегического назначения на «Байконуре». После в течение долгого времени в стенах школы готовил ребят к военной службе. Мой сын Айрат призывается этой осенью.
Ильгиз, 30 лет, уроженец Аскинского района, ныне живет в г. Нефтекамск:
— В армии я не служил: сначала была учеба в институте, затем работал в сельской школе, поэтому примерить военную форму не пришлось. Потом попал еще под первую волну оптимизации. В это время мне уже было больше 27 лет. С поисками работы, конечно, пришлось поездить. Когда проходил медицинский осмотр, по нескольку раз проверяли мою амбулаторную карточку, дополнительно направляли к специалистам: а вдруг у меня отсрочка из-за психических расстройств. Та же картина повторялась и в отделе кадров. Теперь моя сфера деятельности не связана с образованием. Все- таки, есть недоверие к нам, не служившим. А о том, служить или не служить, я не могу ничего сказать. У каждого своя судьба, свой путь.



Когда дом— не крепость


Традиционно, 1 июня мы отмечаем Международный день защиты детей и стараемся больше внимания уделить нашим дорогим детям: прогуливаемся с ними в парках, дарим им игрушки, устраиваем чаепитие со сладостями на природе. Одним словом, этот день еще один повод стать ближе к тем, с кем связан весь смысл нашей жизни. Но редко кто из нас, наверное, задумывался, почему в названии этого праздника есть слово «защита». От кого нужно защищать детей? От агрессивного общества? От проблем со сверстниками? От происшествий на дорогах и улицах? Этим вопросом задались и мы, журналисты. После рассмотрения различных вариантов, пришли к единому мнению, что не всем детям на свете живется хорошо. А затем, из беседы с Диларой Ахметзяновой, старшим инспектором по делам несовершеннолетних отдела полиции по Аскинскому району МО МВД России «Балтачевский», Айсылу Гайнельяновой, специалистом по социальной работе ГБУ КЦСОН Татышлинского района, и Ильдаром Аскаровым, секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района, стало ясно одно: некоторых детей, прежде всего, нужно защищать от их же родителей. За доказательствами, по мнению моих собеседников, далеко ходить не надо, меня «пригласили» в рейд по тем семьям, где счастливое пребывание в детстве поставлено под большим вопросом.
Известно, любой здоровый родитель создает для своего ребенка все условия для того, чтобы он знал, что отчий дом— крепость, то есть надежное место, где действуют законы справедливости, гуманизма. Под одной крышей живут люди, которые любят и доверяют друг другу, поддерживают. Но реальная жизнь показывает, что в своем родном доме далеко не каждый чувствует себя защищенным, улица им предоставляет больше надежды, чем родные стены. По данным статистики правоохранительных органов, большая часть убийств и случаев нанесения тяжких телесных повреждений происходят в собственных домах потерпевших. И всему виной— чрезмерное употребление спиртных напитков. И во время рейда меня все время преследовала мысль, что дети, волей судьбы родившиеся в таких, не вылезающих из омута алкоголя, семьях, идут по грани, их жизни в любую минуту может угрожать опасность.
Итак, свое «путешествие» мы начали с посещения дома, где мальчик лет двенадцати живет с бабушкой— опекуншей. Когда мы подъехали, возле дома играли две симпатичные девочки четырех и пяти лет в грязной одежде. Они приходятся двоюродными сестрами мальчишке, и проживают в другом доме по соседству. Но оказалось, их сегодня связывает одно: в доме бабушки идет распитие спиртного. Как раз мать девочек шла с очередной бутылкой водки в руках, но, увидев нас, быстро спрятала ее и вышла к нам навстречу. Несмотря на то, что женщина еле стояла на ногах, утверждала, что все в порядке, бабушки нет пока дома, а опекун ее вон как хорошо выглядит. Мальчик, симпатичный, с сосредоточенным взглядом темных глаз, сидел на бревне и что- то мял в руках. Дилара Ревалевна, как давние знакомые, первой начала разговор: « Здравствуй. Ты сим-карту что ли поменял? Я тебе звонила, а номер твой не отвечает. Хотела тебя с днем рождения поздравить». Мальчик ответил, и быстро перевел разговор на другую тему— у него теперь ноутбук есть. Кстати, наверное, единственная ценная вещь в доме. А все остальное, что есть дома, как оказалось, давно забыло, чем оно было. Цвет постельного белья даже не определяется, на столе, кроме граненого стакана, больше ничего и нет. А в «красном углу»— сама бабушка мальчика, то бишь опекунша, которой, по словам ее же невестки, не было дома. Но оказалась, что дома, да вот только пьяная, даже многократное обращение к ней как Диляры Ахметзяновой, так и Айсылу Гайнельяновой, не разбудили ее. Видать, сон богатырский. «Только сегодня она выпила, сына ведь проводила, вот и повод нашелся»,— оправдывает свекровь тоже пьяная невестка, вокруг которой «вьются» две ее девочки. Задаю им несколько некорректный вопрос: «А маму любите?», на что они отвечают: «Любим. Любим насу мамоску». «Умненькие у меня девочки»,— радуется пьяная мать, поправляя вязаную шапку на голове. Тут обращаю внимание на верхнюю одежду домочадцев: у самой- то мамаши вещи теплые, а вот девочки в грязных летних сарафанчиках, а на ногах— одни сланцы, ни колготок, ни носков. А погода в этот день была не из теплых. Впрочем, тепла ни на улице, ни дома, ни у бабушки.
«Хотели бы, чтобы ваш племянник стал лучше, не нарушал дисциплину в школе?»— задаю следующий вопрос мужчине— дяде мальчика, понятно, тоже пьяному. «Конечно. Но не понимает же. Вон сколько раз наказывал его, а все без толку, не понимает, так не понимает», — отвечает он. «Бить несовершеннолетних категорически запрещается, судить будут по статье уголовного кодекса, поэтому даже не приближайтесь к нему»,— объясняет Дилара Ахметзянова. «А как надо-то?»— слышим ответный вопрос. «Личным положительным примером, перестаньте пить, станьте сами лучше, вот и он подтянется», — стараемся объяснить, на что пьяный дядька только глупо смеется. Да какое уж там ради племянника он расстанется с бутылкой, если уж свою жизнь давно залил спиртным…
Следующая точка маршрута следования тоже ужаснула. Вопросом: «Че надо?» встретил нас пьяный мужчина, развалившийся на бревнах во дворе дома, но разглядев, что к нему пожаловали не собутыльники, начал исправляться, но тон не поменял. По его словам, и здесь бабушки- опекунши не было дома. Но оказалось, что все- таки дома. В пьяном бреду она что- то говорила внукам. А в кухне на столе— уже знакомая картина: недопитая бутылка водки, лук, остатки жаренной картошки. «Кто вам готовит?»— спрашиваю у детей. «Бабушка, но когда она пьяная, сами»,— отвечают. «А кто умеет?»— интересуюсь дальше. «Я умею», — говорит старшая. «И я умею»,— подключается совсем хрупкая девочка лет 4-5, смотревшая мультфильм «Маша и медведь» по компьютеру.
Поинтересовавшись положением дел, мы выяснили, что мать детей, лишенная родительских прав, достаточно давно уехала, яко бы на заработки. Опекун детей бабушка пьет, а дети мал мала меньше, предоставлены сами себе. Двум старшим и в школу надо. Младшие частенько играют у колодца, на проезжей части дороги, но никому из близких до их безопасности нет дела. Откуда на спиртное люди находят средства, если у них и есть- то нечего? Как подтвердилось во время беседы, «опекунга» ( в переводе с татарского языка— «на опекунские пособия»). Но в моей памяти осталась благополучная и добросовестная семья опекунов, которая каждый раз отчитывалась перед соответствующими органами за целевое использование пособий. Или такая схема не действует на опекунов, которые злоупотребляют алкоголем? Кстати, порядок установления опекунов регламентируется статьей 146 Семейного кодекса. В ней, в частности говорится, что опекунами (ими не могут быть назначены наряду с рядом других лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией.
Мамаши и созданные ими для детей условия жизни не меньше удивляли нас и дальше. Из окна закрытого на ложный замок дома выглянул подросток. Мамы не оказалось дома, а вот дома один мужчина, отец семейства, спал, а другой, практически чужой, молча смотрел телевизор. Посреди белого дня мужчины « отдыхали», им и дела нет, например, до рухнувшего с потолка куска штукатурки. С разрешения мальчика открываем холодильник: продукты, хотя их и мало, но все же есть. А вот в шкафах— одни пустые бутылки из –под водки. А вот горячих блюд, видимо, давно и в помине не было.
Диляра Ахметзянова напоминает юноше, что несовершеннолетним во время комендантского часа, который с 1 мая по 1 октября длится с 24.00 по 6.00 часов, запрещается находиться на улице. «В ночное время всякое может случится, поэтому береги себя»,— говорит инспектор.
Подобные картины встречали нас практически во всех домах. Некоторые родители жаловались, что дети- подростки не слушаются, бранились, но ни один из них почему- то не искал причины происходящего в своих поступках. А вот дети, как мы заметили, несмотря ни на что, свою родную кровь не отвергают, говорят, бывает, что выпивают мать и отец, но они ведь и трезвеют, тогда и радость стучится в дверь.
Откровенно говоря, браться за подобную тему— дело не из простых. Как я и ожидала, больше всего в таких историях жалко детей. Задумывается ли родитель или бабушка, являющаяся опекуном, как пьянки, выяснения отношений нецензурными словами отразятся на психике маленького человека? В сегодняшнее время мы часто задаемся вопросом, откуда берется в детях жестокость? Она не возникает ниоткуда. Пусть меня простят, но криминальные сводки показывают, преступники вырастают в большинстве случаев в «неблагополучных» семьях. Не только потому, что наследственность плохая, и кроме дурного примера, ничего такие дети и не видели, а потому, что бывшая жертва, ради того чтобы самоутвердиться, сама выбирает путь жестокости. В народе говорят, что и загнанная в угол мышка начинает кидаться на кошку.
Мимо тех домов, где взрослым нет дела до интересов их собственных детей, каждый из нас проходит или же проезжает, быть может, несколько раз за день. Но редко, когда мы прислушиваемся к голосам, бросаем взгляд внутрь двора. А там оказывается совсем другой мир. Порой и сказать, кроме слов: «Не дай Бог!», других не находим. Пока в течение двух с половиной часов инспектировали «неблагополучные» семьи вспомнила видеоролик, примерно год назад случайно попавший на мою страницу в одной из социальных сетей. Это фильм гениального советского режиссера Ролана Быкова. Короткометражка называется: «Я сюда больше не вернусь» или «Люба». Сюжет прост, но фильм без слез смотреть невозможно: мать- алкоголичка жестоко избивает и проклинает свою маленькую дочь Любу, но при этом называет ее «доченька», «миленькая». «Зачем я тебя родила, лучше бы ты умерла»,— звучат слова матери. Девочка ладонями закрывает уши и спасается, сбежав из дома в укромный уголок в лесу, где она прячет свои игрушки. Девочка, вся в синяках и ссадинах, играет с Мишкой, копируя свою жизнь, полную кошмаров, побоев и ругани матери. Ничего другого она просто не знает. Потом она идёт домой, но вспоминает, что её ждёт дома… и с криком «я сюда больше никогда не вернусь» бросается с обрыва в реку. Маленькое ее тельце многократно ударяется об каменистые скалы. Душа попадает на небо. Жанр этого фильма— трагедия. Он призывает всех взрослых задуматься. Задуматься над тем, чтобы не было трагедии в реальной жизни.
На языке цифр
18 неблагополучных семей
Состоят на учете по делам несовершеннолетних ОП по Аскинскому району
Врезка: В ходе рейда старшим инспектором по делам несовершеннолетних Диларой Ахметзяновой были составлены административные протоколы по ст.5.35 КоАП РФ в отношении обоих опекунов за ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, которые возложены на них как законных представителей. Далее данные протоколы будут направлены в КДН иЗП при администрации.



В омуте алкоголя погибает деревня


Все началось с того, что 19 апреля в деревне Амирово загорелся так называемый летний домик, внутри которого находился мужчина в состоянии алкогольного опьянения. Пожар, как говорится, был с « хеппи энд»— пострадавший сумел выбраться из пепла. Следует еще отметить, что очаг возгорания был потушен силами неравнодушных односельчан и о произошедшем жители довольно- таки отдаленного от райцентра населенного пункта в пожарную часть не сообщили. «Хорошо, что успели», —говорят они, при этом рассматривают несколько причин возникновения пожара: от банальных( непотушенная сигарета) до самых устрашающих( поджог), но ясно одно— первопричина всего— спиртные напитки, в омут которого с каждым годом попадает все больше и больше сельчан.
После этого события болеющий душой за судьбу своей деревни староста Фарзат Вагапов забил тревогу: нужно что- то делать, ведь все болезни нужно лечить на корню, еще чуть- чуть, чума нашего времени может уничтожить часть трудоспособного населения. Он поделился своими тревожными мыслями с представителями администрации района, и в скором времени во главе с Римой Набиуллиной, секретарем Совета района, председателем совета женщин района, был организован рейд. В состав «проверяющей группы» вошли участковый уполномоченный полиции Ильдус Набиев, Файруза Юнусова, редактор районной газеты «Аскинская новь»— «Ышаныч»—«Аскыным- йэнтойэгем», член совета женщин района, староста деревни Фарзат Вагапов, председатель совета женщин деревни Муксина Фаузетдинов, депутат Совета СП Кашкинский сельсовет Насим Рамазанов.
Было и сегодняшнее
В книге А.З.Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий»(Уфа, 2009— с.298) мы находим информацию о том, что в 1795 году в деревне Амирово (Байгишево) проживало 121 башкир, в 1920 году— 521. Следует отметить, что в 1843 году на 200 человек посеяли 144 пуда озимого и 240 пудов ярового хлеба, была водяная мельница. В советское время большая часть населения было занято работой в колхозе, действовала начальная школа, ФАП, СДК. А на сегодняшний день, как нам пояснили в администрации сельского поселения Кашкинский сельсовет, куда относится эта деревня, здесь проживает 384 человек 137 хозяйства. В личных подсобных хозяйствах содержится 209 голов КРС, силами предприимчивого фермера Ильшата Фазлинуров засеивается 80 га земли. Школа закрылась вследствие оптимизационных процессов в сфере образования, теперь 48 учащихся деревни расстояние 3 км 400 м до с. Кашкино преодолевают пешком, поскольку дорожное полотно не соответствует требованиям, предъявляемым дорогам, по которым разрешена перевозка детей на школьном автобусе (имеется акт о несоответствии дорожных условий к требованиям к перевозке). Отметим, сами амировцы при разговоре задаются риторическими вопросами: « Почему, пока дороги нет, закрыли школу?», «Из нашей деревни в Кашкинской школе обучается 48 учащихся, а общее количество учеников Бильгишевской основной школы— 36?» На риторический вопрос не принято отвечать, но мы попытались понять ситуацию. Как пояснил директор Кашкинской средней школы Ришат Галиакберов, такое расстояние по положению считается расстоянием пешеходной доступности.
« Да, на сегодняшний день 48 учеников- амировцев ( с 1 по 11 класс) обучаются в Кашкинской школе,— рассказывает Ришат Азгатович, отвечая на второй вопрос.— Раньше ученики начальных классов первые азы обучения проходили в начальной школе своей деревни, однако в 2010-2011 учебном году на все четыре класса было всего 11 учеников, что меньше нормы для дальнейшего функционирования школы в данном статусе».
От пенсии до пенсии
Пенсия в Амирово работниками «Почта России» доставляется 19 числа каждого месяца. Вот и случай с возгоранием, который встревожил амировцев, по словам Фарзата Ахатовича, случился именно в тот день, когда семидесятилетняя мать потерпевшего получила очередное денежное пособие по старости.
Дом этой семьи стоит на берегу реки Тюй. Первое, что привлекло внимание участников рейда, это вываленный прямо на берег мусор. Сама бабушка Захира Шарафутдинова, хозяйка дома, утверждает, что это не их рук дела. Проходим во двор, а там— обгорелые остатки деревянного сооружения, построенного для сельскохозяйственных нужд, и груда кирпича, видимо, не разрушившаяся часть печки. Хозяйка с завязанной назад платком рассказывает, что все произошло за считанные минуты: почти пятидесятилетний сын заснул с непотушенной сигаретой. На вопрос, почему до сих пор не убрали территорию, бабушка с горестью в голосе отвечает, что ей самой уже здоровье не позволяет, а сын, к сожалению, к работе не приучен. На такой ответ Фарзат- абый вспоминает прошлое, когда он, будучи бригадиром, приходил звать сына Захиры- апы на сельхозработы, а она всегда выгораживала сына, спорила, только чтобы не пустить сына. «Теперь пожинаешь плоды, Захира- апа,— с горечью в голосе обратился к старушке староста деревни.— А сама ведь 45 лет дояркой работала, до этого и корову содержала, надо бы почтенный возраст почтенно провести…»
Фаима апа, к кому мы пожаловали после, вдовствует 18 лет. Сумела дать хорошее воспитание детям, вот только, как признается сама, есть немножко тяга к спиртному. Дом и двор этой женщины добротны. Когда мы зашли к ней, у нее была «гостья»— пожилая женщина Валия-аби, которая сначала утверждала, что у них с сыном возникли некоторые конфликты, поэтому она к соседке зашла, однако скоро начала рассказывать, что сын на посадке, а зашла она просто так. Путалась в рассказах, но никак не соглашалась с тем, что возле нее дышать невозможно— кисленьким пахнет. После уже мы увидели, в какое непригодное для жизни состояние приходят те дома, в которых поселялась эта старая женщина. Такое дело, понятно, не комментируется.
В другом подворье молодые женщины Юлия и Гульнара с малолетними детишками прихода комиссии не ожидали, но замечания по благоустройству двора они тут же учли, и обещали навести порядок за дня два. Хозяйки с детьми лежали в больнице, а снег ныне растаял рано, поэтому убраться во дворе просто не успели. В доме же, несмотря на то, что уже достаточно давно до уголков не доходила женская рука, много игрушек, на запыленной стенке— яркие семейные фотографии с счастливыми улыбками… Главное, по мнению односельчан, чтобы эти две молодые, энергичные и красивые женщины не «пропали», ведь, подчеркну, по мнению тех же самых односельчан, их может засосать омут в бутылке, а им нужно воспитывать очаровательных дочурок. Чтобы они стали теми, кем амировцы в последствие смогут гордиться, нужен положительный личный пример. Фарзат абый говорит, что Амирово молодые семьи нужны и он мечтает, что именно благодаря им деревня будет жить.
С шумом, но эффективно
Пристальным взглядом рассматривают собравшиеся в сельском клубе жители деревни Амирово тех, кто с «неблагополучным рейдом» прибыл сюда из Аскино. Как и в большинстве случаев, на собрание пришли женщины: кто в платке и галошах, а кто и в нарядном костюмчике, при этом и о бижутериях не забыли.
Открыл собрание Фарзат Вагапов рассказами о происходящем. «Если мы будем безразличны к тем, кто употребляет спиртное, то не сохраним деревню в том виде, в котором нам передали ее предки»,— обратился староста к односельчанам. Он рассказал, что в деревне есть и мечеть, и памятник, но не все жители выходят на субботники по благоустройству прилегающих территорий, а ведь до появления мечети утверждали, что некуда ходить.
Также староста сообщил, что в деревне до сих пор в ходу парфюмерия— одеколоны, называемые в народе «фунфуриками». «Пусть и говорят, что нет, не пьют это зелье амировцы, а откуда взялись два мешка бутылок из- под него?— говорит Ф.Вагапов.— Во время субботника сам собрал».
На поднятый каверзный вопрос продавец магазина № 29 ПО «Спутник» Равида Хасанова возразила, отметив, что одеколоны поступают на продажу как парфюмерия, поэтому и отпускаются, а кто на какие цели их использует, ей не известны.
Беспокоит амировцев и то, что продажа алкогольных напитков не прекращается и в ночное время суток, тогда и движение становится интенсивным. «Ведь это опасно!»— восклицали сидящие в зале. По словам амировцев, водку Р. Хасанова отпускает прямо из дома, невзирая на то, что после 23.00 часов продажа алкогольных напитков запрещена законом. Причем, если в магазине водка имеется только нескольких видов, то у нее ассортимент иногда меняется, значит, под видом «спутниковского» свое продает. Женщина без ответа не осталась: почти всплакнув, сказала, что «это народ ее недолюбливает, а все говорят неправду, не продает она, от волнения аж ноги затряслись», и вышла из зала.
Семьи, имеющие детей, обратились с просьбой соорудить на мосту через реку «Тюй» «лежачих полицейских», так как скорость автомобилей на этом единственном заасфальтированном участке дороги деревни превышает, регламентированную в Правилах дорожного движения скорость внутри населенных пунктов.
Кроме того, в сельчане говорили и о случаях продажи спиртных напитков и собственного производства. «Самая высокая мера наказания в таких случаях— это штраф. Выплатят, немного переждут, пока все уляжется, и по новой начнут продавать. Жесткие меры нужны. Тогда и реальная помощь будет»,— рассказывает наш собеседник, не пожелавший назваться.
Но не все так плохо
Описанное выше— это час- полтора из жизни этой деревни. По сути, материал можно было подготовить и без названия населенного пункта, имен и фамилий «героев», поскольку такую картину можно наблюдать во многих местах. Выбор пал сюда, но это не значит, что в Амирово все так плохо. Если же не учитывать подобную ситуацию, которую можно было бы назвать, как 110 лет тому назад свою пьесу назвал Максим Горький, то и здесь жизнь бьет ключом.
К примеру, фермер Ильшат Фазлинуров обрабатывает 80 га земли, есть у него и пилорама. Венер Гарифуллин начал заниматься овцеводством, Наиля Мухаматнурова купила телят, на пасеке Дамира Сибагатуллина— 60 пчелосемей. Семья Раули и Фанура, Риты и Ильсура Нартдиновых— пример для всех односельчан. В администрации сельского поселения положительно отзываются и о семье Аклимы и Ильдара Фазлинуровых и многих других.
Что же в итоге?
Рейд был организован не для того, чтобы очернить кого- то, а для того, чтобы напомнить некоторым амировцам, что следует вовремя останавливаться, ведь начать жизнь с чистого листа никогда не поздно, а вот те страницы, которые перелистали потом могут подвести— не тебя, так детей.
В Амирово я была впервые. Понравилось. И деревня, и окрест. Мечеть, памятник павшим в годы Великой Отечественной войны, дома есть добротные, лес валится прямо на улицы, неописуема краса реки Тюй, да вот только вешние воды помутнили ее воды. Люди тоже доброжелательны, подходят, говорят, с интересом читают районку, и просят плохо не написать о деревне, даже те, кто и стал причиной того, что мы посетили эти края. Это значит, что не все потеряно, люди осознают свои ошибки, но, может быть, ждут руку помощи. Когда- то Марк Твен писал: “Все говорят о плохой погоде, но никто не пытается её изменить”. То же самое можно сказать и по поводу социальных проблем в наших городах, селах: все говорят, что в нашем обществе они существуют и их множество, но большинство из них так и остаётся нерешённым. Что может предпринять обычный селянин, которому небезразлично, как его родная деревня утопает в спиртном? В сельской местности, мягко говоря, люди еще «побаиваются районных высокопоставленных людей», поэтому и было решено инициативным амировцем организовать «лечение больных вопросов» на месте. Да, после нас, да и в наше присутствие, болеющего душой за настоящее и будущее деревни Фарзата Вагапова были адресованы не совсем приятные слова. Согласитесь, редко который из нас может принять правду. Но вовремя сказанная в глаза, пусть и горькая, правда может искоренить многие проблемы. Как говорится, горькую таблетку глотать тяжело, но облегчение после нее— награда.
Имена и фамилии людей, которые «выделились» своими поступками, изменены.
Комментариев: 6

Оставить комментарий


  • Группа: Гости
+1 за последний

  • Группа: Гости
+5.Молодец, Альбина Тафкилевна! Отличные статьи! В дальнейшем тебе творческих успехов,пусть на работе будет все отлично,отличная зарплата, отличные отношения с начальством,а также в коллективе чтоб меньше было сплетен и ссор.Желаю удачи,везенья, купюр, приятно шуршащих в кармане.Желаю крепкого здоровья тебе, твоей семье и родителям, счастья, любви, долгих лет жизни!

  • Группа: Гости
Публикации Альбины Тафкиловны Мусиной читаем всей семьей и всегда они нам позволяют быть постоянно в курсе событий не только масштаба Аскинского района, но и Республики Башкортостан и за ее пределах. Затрагивает на страницах газет района актуальные вопросы. Желаю, Альбина, вам творческих успехов и крепкого здоровья!

  • Группа: Гости
Прекрасноый рассказ о погибающей деревне, сама в такой живу.

  • Группа: Гости
Альбина Тафкиловна,спасибо Вам за глубоко содержательные статьи,прямо за душу берет,чувство переполняет.И так хочется чтоб ваши статьи оценили по достоинству.

  • Группа: Гости
Альбина, ты молодец! В редакции журналистами должны работать именно такие как ты. Я за тебя, желаю тебе победы!



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.